Цель: создание условий для расширения представлений
родителей о возможных трудностях, возникающих в процессе адаптационного периода
в первом классе
Задачи:
1.
Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и
дать рекомендации данной теме.
2.
Рассмотреть некоторые проблемы адаптации
первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
1.Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Поздравляю вас с важным
событием – поступлением ваших детей в первый класс! Первый класс школы – один из наиболее важных и
трудных периодов в жизни ребёнка. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в
школу, трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной
жизни, выполнять требования учителя.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её
основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Что же такое
«адаптация»?
Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся
в приспособлении к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным
контактам, новым социальным ролям.
Представим такую ситуацию, что у ребенка вы стали замечать:
* Полное отсутствие
интереса к учёбе,
* Делает уроки только «из-под палки»
* Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению
к нему страх, бессилие или агрессию
А как вы думаете в чем же проблема: почему ребенок проявляет такое отношение к учебе?
Проблемы с адаптацией
Правильно. И мы взрослые должны отчетливо понимать, что наши
дети переживают адаптационный период и все трудности на данном этапе - это
трудности адаптации, которые постепенно пройдут, нужно лишь отнестись к этому с
пониманием и постараться помочь ребенку.
Какая я же цель нашей
сегодняшней встречи?
Наша цель расширить представление о возможных трудностях,
возникающих в процессе адаптационного периода в первом классе.
2.Теоретическая
часть.
Адаптация
к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. В физиологической
адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Первые
2-3 недели называют "физиологической бурей" Это самое тяжелое время
для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает
напряжением.
Следующий
этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит
приемлемые варианты реакций на новые условия. После этого наступает период
относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с
меньшим напряжением.
Психологические трудности адаптации ребенка к
школе.
При обсуждении данной проблемы хочу обратить
ваше внимание на следующие важные условия психологической комфортности в жизни
первоклассника:
–
создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со
стороны всех членов семьи;
– роль
самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше
трудностей у ребенка в школе);
–
формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
–
обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после
школы;
–
исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и
психические наказания;
–
поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование
его достижений;
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально –
психологическая адаптация может проходить по- разному. 50-60 % детей
адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. ребенок привыкает к
коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У них преобладает
хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу.
30 %
детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут
до конца первого полугодия не выполнять требование учителя, часто выясняют
отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают,
жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных
программ.
Исходя из этой
информации, какой вывод можем сделать?
Мы можем сделать вывод: дети все разные. Различны их
способности, возможности и личностные качества.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна
идти в трех направлениях.
1-е Направление помощи Организация режима дня
Это позволяет
ребенку:
• легче
справиться с учебной нагрузкой;
•
защищает нервную систему от переутомления, т. е. укрепляет здоровье.
2-е Направление помощи- контроль за выполнением
домашних заданий.
Контроль
за выполнением домашних заданий должен быть систематическим,а не от случая к
случаю и не ограничиваться вопросами: - какие отметки? - выполнил ли уроки?
3-е Направление помощи - приучение к
самостоятельности.
При
выполнении домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок
найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы.
3.Практическая
часть.
Сейчас мы поиграем в Игру «Ваша реакция»
Вы на несколько минут превратитесь в детей, я буду мамой.
Представьте, что вы показываете мне тетрадь с неверно выполненным заданием.
Подумайте, какую реакцию может вызвать у ребенка каждое мое высказывание и
поднимите соответствующую карточку. (раздаются наборы карточек «Ваша реакция»,
на которых написаны высказывания: «уверенность в своих силах», «чувство
тревоги», «как все надоело», «нежелание идти в школу», «чувство вины»,
«неуверенность в себе»).
- Сегодня у тебя получилось лучше, чем
вчера, а в следующий раз будет еще лучше.
- Если ты напишешь еще лучше, я буду любить
тебя еще сильнее.
- Вечно за тебя приходится краснеть.
- Никуда не годится! Ты, наверное, будешь
двоечником!
Ведущий: Надеюсь, вы поняли, как важны для ребенка ваше
внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим
детям почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных
силах.
Анкета
для родителей «Ваш ребенок и школа»
Данная анкета направлена на определение уровня
сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к
школьному обучению. При обработке результатов анкеты подсчитывается количество
ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации
первоклассников к школе.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
• неохотно (ДА)
• без особой охоты (ВДА)
-охотно, с радостью (А)
2. Вполне ли приспособился к школьному
режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
• пока нет (ДА)
• не совсем (ВДА)
• в основном, да (А)
3. Переживает ли свои учебные успехи и
неуспехи?
• скорее нет, чем да (ДА)
• не вполне (ВДА)
• в основном да (А)
4. Часто ли ребенок делится с вами
школьными впечатлениями?
• иногда (В ДА)
• довольно часто (А)
• затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный
характер этих впечатлений?
• в основном отрицательные впечатления (ДА)
• положительных и отрицательных примерно
поровну (ВДА)
• в основном положительные впечатления (А)
6. Часто ли ребенок жалуется на товарищей
по классу, обижается на них?
• довольно часто (ДА)
• бывает, но редко (ВДА)
• такого практически не бывает (А)
7. Справляется ли ребенок с учебной
нагрузкой без напряжения?
• нет (ДА)
• скорее нет, чем да (ВДА)
• скорее да, чем нет (А)
А — адаптация; ВДА — возможная
дезадаптация; ДА — дезадаптация.
При обработке результатов анкеты
подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об
уроне адаптации первоклассников к школе.
3. Подведение итогов.
Уважаемые
родители, на основе этой информации для вас я сделала памятку “Необходимые
условия успешного воспитания и обучения школе.”. Возьмите,
пожалуйста, их с собой, чтобы не забыть полезные советы.
Уважаемые родители!
1.
Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.
2. Перед
началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте
детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
3. Не
сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их.
4.
Научите ребёнка самостоятельно готовиться к завтрашнему дню:
5.
Рационально организуйте режим дня:
- уроки
готовить в установленное время, в проветренном помещении;
-
отдыхать на свежем воздухе;
- вовремя
ложиться спать.
-
телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.
6. К
делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте
требовательны к результатам его деятельности.
7. С
самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То,
что не получилось сегодня, получится завтра. ”
Наше собрание подходит к концу. Предлагаю
вам проанализировать сегодняшнюю встречу. Что полезного вы узнали сегодня?
До свидания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий