понедельник, 21 июня 2021 г.

адаптация родительское собрание

 

Цель: создание условий для расширения представлений родителей о возможных трудностях, возникающих в процессе адаптационного периода в первом классе

Задачи:

1.      Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.

2.      Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.

 

1.Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Поздравляю вас с важным событием – поступлением ваших детей в первый класс!  Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя.

 

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

 

Что же такое «адаптация»?

 

Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Представим такую ситуацию, что у ребенка вы стали замечать:

 * Полное отсутствие интереса к учёбе,

* Делает уроки только «из-под палки»

* Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию

А как вы думаете в чем же проблема: почему ребенок проявляет такое отношение к учебе?

Проблемы с адаптацией 

 

Правильно. И мы взрослые должны отчетливо понимать, что наши дети переживают адаптационный период и все трудности на данном этапе - это трудности адаптации, которые постепенно пройдут, нужно лишь отнестись к этому с пониманием и постараться помочь ребенку.

Какая я же цель нашей сегодняшней встречи?

Наша цель расширить представление о возможных трудностях, возникающих в процессе адаптационного периода в первом классе.

2.Теоретическая часть.

Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

 

Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает напряжением.

Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

 Психологические трудности адаптации ребенка к школе.

При обсуждении данной проблемы хочу обратить ваше внимание на следующие важные условия психологической комфортности в жизни первоклассника:

– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;

– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);

– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;

– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;

– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – психологическая адаптация может проходить по- разному. 50-60 % детей адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу.

30 % детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия не выполнять требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

Исходя из этой информации, какой вывод можем сделать?

Мы можем сделать вывод: дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях.

1-е Направление помощи Организация режима дня

Это позволяет ребенку:

• легче справиться с учебной нагрузкой;

• защищает нервную систему от переутомления, т. е. укрепляет здоровье.

2-е Направление помощи- контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль за выполнением домашних заданий должен быть систематическим,а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: - какие отметки? - выполнил ли уроки?

3-е Направление помощи - приучение к самостоятельности.

При выполнении домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы.

3.Практическая часть.

Сейчас мы поиграем в Игру «Ваша реакция»

 

Вы на несколько минут превратитесь в детей, я буду мамой. Представьте, что вы показываете мне тетрадь с неверно выполненным заданием. Подумайте, какую реакцию может вызвать у ребенка каждое мое высказывание и поднимите соответствующую карточку. (раздаются наборы карточек «Ваша реакция», на которых написаны высказывания: «уверенность в своих силах», «чувство тревоги», «как все надоело», «нежелание идти в школу», «чувство вины», «неуверенность в себе»).

- Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет еще лучше.

 

- Если ты напишешь еще лучше, я буду любить тебя еще сильнее.

 

- Вечно за тебя приходится краснеть.

 

- Никуда не годится! Ты, наверное, будешь двоечником!

 

Ведущий: Надеюсь, вы поняли, как важны для ребенка ваше внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим детям почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных силах.

 

Анкета для родителей «Ваш ребенок и школа»

 

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.

 

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

• неохотно (ДА)

• без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью (А)

 

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

• пока нет (ДА)

• не совсем (ВДА)

• в основном, да (А)

 

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

• скорее нет, чем да (ДА)

• не вполне (ВДА)

• в основном да (А)

 

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

• иногда (В ДА)

• довольно часто (А)

• затрудняюсь ответить

 

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

• в основном отрицательные впечатления (ДА)

• положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

• в основном положительные впечатления (А)

 

 

6. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

• довольно часто (ДА)

• бывает, но редко (ВДА)

• такого практически не бывает (А)

 

7. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

• нет (ДА)

• скорее нет, чем да (ВДА)

• скорее да, чем нет (А)

 

А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация.

 

При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.

 

3.      Подведение итогов.

 

Уважаемые родители, на основе этой информации для вас я сделала памятку “Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе.”. Возьмите, пожалуйста, их с собой, чтобы не забыть полезные советы.

                                      Уважаемые родители!

1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.

2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их.

4. Научите ребёнка самостоятельно готовиться к завтрашнему дню:

5. Рационально организуйте режим дня:

- уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении;

- отдыхать на свежем воздухе;

- вовремя ложиться спать.

- телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”

Наше собрание подходит к концу. Предлагаю вам проанализировать сегодняшнюю встречу. Что полезного вы узнали сегодня?

До свидания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий