Цель:
создание условий для расширения представлений
родителей о буллинге в школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «Буллинг».
- Содействовать ознакомлению родителей с возникновением явлений
отклоняющегося поведения у обучающихся;
- Познакомить родителей со способами оказания
помощи ребёнку, подвергнувшемуся «буллингу», мерами по прекращению
«буллинга» в отношении ребёнка.
Добрый вечер, уважаемые родители. На каждом шагу, куда не глянь, наших детей подстерегает опасность. Ведь они
еще не могут защитить себя как взрослые люди, принять мудрое решение. Парадокс
нашего времени в том, что даже не злоумышленники и криминальные особы могут
нанести ущерб ребенку как его сверстники.
Буллинг – самая распространенная проблема среди детей.
Упражнение «Ассоциации».
Какие у вас возникают ассоциации со словом «буллинг»? Родители
высказываются по желанию.
Английское
слово буллинг обозначает систематическое, продолжительное запугивание,
физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у
другого страх и тем самым подчинить его себе.
Как
может буллинг проявляться?
Нефизическое
насилие проявляется:
- в обидных высказываниях;
- оскорблениях;
- нешутливых передразниваниях.
Какие особенности могут
свидетельствовать о насилии в отношении ребенка?
О
насилии в отношении ребенка могут свидетельствовать особенности его поведения,
настроения, внешний вид, «беспричинные» пропуски занятий и снижение
успеваемости. Если Вы заметили за своим ребёнком серьёзные перемены не в лучшую
сторону, это повод задуматься и более пристально за ним понаблюдать, а в случае
подтверждения опасений о травле ребёнка незамедлительно обратится к
администрации школы, или к классному руководителю, или к психологу.
Какие
последствия в дальнейшей жизни может вызвать буллинг?
Многочисленные
исследования доказывают, что буллинг имеет очень тяжелые последствия для
становления личности и дальнейшей судьбы всех участников этой ситуации – и
буллеров (преследователей), и жертв, и зрителей. Пострадавшие чаще всего
испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об
издевательствах. Последствия:
1.
Негативные последствия для буллеров и жертв
2.
Меняется школьный/классный климат
3.
Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями
4.
Жертвы буллинга могут совершить суицид
Буллинг
оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и
социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические
последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую
травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место - физический или
психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их
травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных
переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка.
Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.
Заключительный этап.
Работа в группах.
Уважаемые
участники: «давайте с вами разделимся на 2 группы». Участники рассчитаются на
лимон- апельсин.
Сейчас
мы с вами постараемся найти ответы на следующие вопросы:
Группа
«лимонов» в ходе групповой дискуссии постарается найти ответ на вопрос: «Что
предпринять родителям в ситуации, когда ребенок жертва?»
Группа
«апельсинов» постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации,
когда ребенок буллер?»
После
обсуждения, представитель от каждой группы высказывается по данному вопросу.
Учитель
подводит обсуждение родителей к конкретным рекомендациям, проговаривает их.
Что
предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?
Попытаться
понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения,
плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей
предметов (мобильного телефона и т.д.). Убедиться, что ваш ребёнок
действительно стал жертвой школьного буллинга; Сообщите о ситуации классному
руководителю, школьному психологу. Сообща найти пути выхода из сложившийся
ситуации; Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся,
оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе
попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу; Ни в коем
случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты
правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в
такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это
случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала
опасность». Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и
деловом тоне Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что
это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение. Расскажите
о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим
детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному
руководителю, школьному психологу. Выступайте на ближайшем родительском
собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для
того, чтобы травля не стала традицией в классе. Не спешите с требованиями «не
будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же
боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со
своей бедой один на один. Зная причины и последствия буллинга, уважаемые
родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок
был полноценной личностью нашего общества.
Если
ваш ребенок — обидчик
Если
вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим
импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая
мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок
обижает других, то вам необходимо: остановить ребенка-обидчика, создать
обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят
плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым. Вам нужно
попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым
к другим.
Как
этого добиться?
Позвольте
ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы
исправить это. Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению,
помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он
восстанавливает собственную целостность и самоуважение. Постарайтесь не дать
возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок. Говорите с
ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые
вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга. Так вы преодолеете его
защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с
ребенком и поможете ему самому разобраться в себе. Помните, что к такому
поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы
позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это
поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и
такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно. Развивайте эмпатию.
Наше
собрание подошло к концу. Мне хотелось бы послушать вас, уважаемые родители,
что нового вы узнали для себя? Была ли вам полезна эта информация? Поделитесь
вашим впечатлением и эмоциями.
Спасибо,
до свидания
Комментариев нет:
Отправить комментарий